Конструкция дельтаплана

Конструкция дельтаплана состоит из двух основных частей: каркаса и обшивки. Ниже о том и о другом более подробно, но в доступной форме.

Каркас

В большинстве случаев каркас дельтаплана изготавливается из холоднотянутых дюралюминиевых труб с наружными диаметрами от 25 до 60 мм и толщиной стенок от 1,0 до 2,0 мм. У современных спортивных аппаратов отдельные элементы каркаса могут выполняться из углепластика.

В самом каркасе можно выделить следующие крупные составляющие: консоли (боковые трубы в количестве двух штук, каждая из которых состоит из двух или трех отдельных труб, стыкуемых между собой), распорка (еще ее называют попереченой, состоит из двух труб), килевая труба, мачта и трапеция (две стойки и ручка).

Между собой трубы каркаса соединяются либо телескопически (труба меньшего диаметра вставляется в трубу большего диаметра) с фиксацией от взаимного продольного перемещения, либо при помощи специальных узлов, состоящих из металлических пластин и крепежных болтов.

Различают следующие основные узлы каркаса: носовой (соединение килевой трубы и консолей), боковые (соединение распорки и консоли), узел распорки (место соединения двух труб поперечины), центральный (место присоединения мачты и рулевой трапеции к килевой трубе) и нижние узлы трапеции. Конструкция узлов обеспечивает все необходимые степени свободы для соединяемых элементов каркаса.

Фиксированное взаимное пространственное расположение труб каркаса в собранном состоянии, когда аппарат готов к полету и в самом полете задают тросовые растяжки. В разобранном состоянии дельтаплан укладывается в пакет длиной 6 метров. Если разобрать все соединения труб, то длина пакета сократится до 2,0-2,2 метра.

Обшивка (парус)

Изготавливается из высокопрочных синтетических материалов: лавсан, дакрон, майлар, трилам. При кройке и шитье паруса учитываются стрела прогиба консолей под натяжкой, геометрическая крутка крыла, купольность и еще много других факторов, в результате чего его изготовление становится не самым простым делом. Как правило, для верхней поверхности используется более плотный и прочный материал с наименьшей воздухопроницаемостью, так как именно с этой стороны парус подвергается наибольшему воздействию аэродинамических сил, а также вредных климатических воздействий. Для сшивки полотнищ используются прочные и мало подверженные гниению капроновые или лавсановые нитки. В наиболее нагруженных местах нашиваются усиления из того же материала, что и сам парус.

Для придания крылу достаточной жесткости по передней кромке под обтекатель вставляются «жесткие вставки», которые вырезаются из толстой полимерной пленки. На каркасе парус закрепляется двумя лямками, расположенными по концам крыла. Иногда парус может иметь дополнительное крепление и в носовой части.

На верхнюю и нижнюю поверхность паруса с его внутренней стороны на всю длину от передней до задней кромки нашиты латкарманы, куда вставляются определенным образом изогнутые дюралевые трубки малого диаметра. Назначение этих трубок аналогично назначению нервюр в крыле самолета – они придают поверхности крыла жесткость и задают ему требуемый аэродинамический профиль. В народе эти трубки называют латами. В зависимости от класса аппарата на верхней поверхности насчитывается от 6 до 12 лат, а на нижней от 0 до 5.