Про Алмату 2011

Алма-Ата
Предупреждаю : я – полный чайник, летаю плохо и мало. Терминология такая какая есть.
За ошибки простите.

Едем туда.

В этом году на данный подвиг сподвиглись несколько членов клуба: Федосенко Инна, Тагильцева Дарьяна, Виталий Логвиненко, Солодянкин Александр и я. Все добирались разными путями. Я с Аркашей и Инной ехал на машине Аркадия. О дороге писать особо нечего, степи поля и луга, в основном степи конечно. Жемчужиной данного пути является озеро Балхаш, на котором мы останавливаемся переночевать. Я даже залезв воду, обычно я не люблю купаться в открытых водоемах. Добрались нормально. Разместились в лагере Келешек (бывший пионерский лагерь). В этом году в лагере живут и парапланеристы. Народу хоть отбавляй. О горячей воде в душевой можно прочно забыть. А, забыл вот о чем, очень интересное высказывание местного жителя на бензоколонке, на вопрос маленького мальчика о том большая ли Россия он ответил: «… Россия-Россия маленькая, в основном сибирь ».

День первый
Открытие соревнований. Построение, небольшой официоз.
Крепим «елку» для транспортировки дельтов в кузов камаза, и едем на горку. (кстати горка возвышается над долиной на 1000 м и называется Уш-Коныр). По равнине камаз бежит бодренько, но как только попадает на серпантин, очень сильно замедляется и закипает. Еще у него рвется нижний патрубок системы охлаждения. Итогом к нам с горы приезжает другой Камаз, в котором есть запасной патрубок, замена, и мы снова в пути. Итогом вместо одного часа на заезд тратим почти два. Но полетов не получилось, не позволила погода. Дождь и ветер с горы. Аппараты даже не собирали.
Вечером ужин в столовой. Еда отменная, спасибо поварам! Посиделки с гитарой. Организатор соревнований Игорь Степнов (Степа) неплохо играет и отлично поет. Вообще первые пара дней в лагере это дни заезда и выспаться достаточно проблематично т.к. все веселятся и выпивают – соскучились люди друг по другу.

День два
Камаз заменен на более шустрый, однако он постоянно перегревается и кипит. По дороге на гору есть три источника, останавливаемся и остужаем у каждого. В процессе остужения двигателя участвуют почти все 20 участников. Заехали на гору. Собрали аппараты. Внезапные дождь и гроза прервали все планы. Очень быстро разобрав аппараты эвакуируемся с горы. Парики делают тоже самое, их старт в сотне метров от нас.
Вечером в лагере путем не мерянного потребления спиртных напитков ломается погода.

День 3
Мало чем отличался от дня два.

День 4.
Итогом лома погоды предыдущим вечером стало ее отличное состояние с самого утра. Вылез из палатки, потянулся, осуществил утренние дела, в том числе принял бодрящий душ.
Завтрак. Завтрак это очень неплохо, если он есть в начале дня, то это говорит о том, что он уже наполовину удался. Объявлена погрузка. Осматриваю снарягу, запихиваем аппараты на камаз. И с остановками у источников для остужения движка заезжаем на старт. Погода явно есть. У парапланеристов старт обычно открывается раньше. Им маршрут поставили в долине перед стартом. Их всех видно с горы как на ладони. Первые парни из их братии начинают крутить спирали прямо перед нашим стартом. Отличные индикаторы потоков. Одного из них подсложило в воздухе, у меня душа в пятки ушла, распереживался я за парня, но парень не промах оказался, хотя может и промах, но по факту, короче говоря после каскада легких сложений расправился купол и дальше полетел. Все же смелые ребята эти парапланеристы.
Нас приглашают на предполетную, ставят маршрут. Упаковываю вещи в подвеску, а именно: кепочку, воду, мешок от подвески, ЗИП для аппарата, телефон (обязательно привязанный на веревочке) карта местности и лента жизни (туалетная бумага).
Объявляют открытие старта. Не помню каким по счету ухожу, но стартовал удачно, разбег, отрыв, аппарат привычно запел тросовками. Красота! Но пока любоваться рано, ищем поток. Возле старта поднимает, но слабо, двигаюсь к горе лысая, это около 0,5 км от старта, там нахожу слабый подъем. Закладываю поисковую спираль, и вот оно, ядро ! Начинаю центровать, вариометр успокаивающе, весело урчит, приборы говорят о том, что высота растет. Кручу спираль. Высота растет и растет, уже метров 100 выше старта (1100 м над долиной), мне кажется, что поток слабоват да и чайник я. Бросаю поток, иду по маршруту в долину. Внизу вижу товарища по команде (Аркашу) и Стаса Таранова из Алматы. После перехода к поселку Интымак, осталось метров 600. Над поселком явно есть поток. Надо бы поработать в нем. Но терпелки не хватает. Покрутив ноли, двигаюсь дальше к ППМ №1, подомной садиться Аркадий. Молодец! Первый старт и есть улет, хоть не большой, но все равно не на чайном поле. Подлетаю к ППМу, вижу, что точка прямо в поселке (Узун-Агач). Блин, высоты совсем мало, пытаюсь взять ППМ не долетаю, возвращаюсь на окраину, набираю в потоке немного высоты, пробую еще раз, не получается, в низу плотная застройка, ЛЭП, страшно. Возвращаюсь на окраину, поднабираю еще раз, делаю третью попытку взять ППМ. Не получается. Устал, захожу на посадку на заранее выбранное поле, сажусь. Все штатно, аппарат цел, кости тоже. Ко мне бегут местные жители, блин чувствую себя Гагарином, рассказываю, много улыбаюсь, в итоге мне помогают вытащить аппарат на дорогу подбору. Аркаша сел неподалеку, делимся впечатлениями, поздравляем друг друга. Вечером ужин, и сон.

День 5

Выезжаем на гору как обычно после завтрака и утреннего моциона. Запасли водой, по дороге на гору облили камаз парапланеристов с парапланеристами. Весело!!! Погода есть! Собираем аппараты. Ставят маршрут, открывают старт. Ухожу наверное 8 по счету, сразу возле старта начинает переть вверх, поднабрав метров 100 двигаюсь в долину к ППМ, это было моей фатальной ошибкой. В долине на пол пути к ППМ не нашел ничего в итоге сел на поле не далеко от старта. Хорошо хоть взял L0 (10 км). Упаковываю аппарат, рядом садятся пара алматинских пилотов. По радиостанции проходит информация, что через поле от меня лежит аппарат на земле и пилот под ним не движется. Оставляю ребятам свои шмотки и легким бегом выдвигаюсь к месту вероятного падения. Пересекаю пару полей (около 3 км). Немного устал. Информация оказалась ложной, народ ошибся. Это очень сильно порадовало. Вернулся обратно. По дороге нашли севшего на поле Аркашу. Парень взял ППМ1. Пошел горами, хорошо набрал, но до второго ППМ не долетел. Сел там же почти где и я, только пролетел километров на 20 больше. Вечер в лагере проходит как обычно, пиво, гитара, ужин, сон.

День 6

Как обычно по дороге облили парапланеристов! Весело! Погода есть. Собрали аппараты. Маршрут поставили длиной 75 км. Два ППМ крайний с посадкой возле лагеря, до первого ППМа порядка 38 км от старта. Стартую. Цепляю поток сразу возле старта. Начинаю раскручивать, та толпа которая осталась на старте попрыгали ко мне. Крутят подомной. Поток не сильный, но поднимает. Я его то теряю то снова нахожу, похоже что все так, набрав метров 300 над стартом, ребята подбираются ко мне. Тремся моментами достаточно плотно. Аркаша проходит метрах в пяти подомной, пытаюсь обратить на себя внимание, не слышит. Ну и ладно, немного растянул спираль, разошлись, крутим дальше. Хорошо когда пилоты распределяются по столбу потока, видно откуда и куда он идет. С переменным успехом три раза набираю до 600 м над стартом, мне надоедает эта карусель, в очередной раз набрав метров 600 бросаю поток и лечу дольше. В пяти километрах примерно от старта, в предгорьях, начинает плюсовать. Похоже где-то поток. Подлетаю к одному из пупырей, есть небольшой подъем. Ну все, решаю терпеть до последнего, пока не выкручу все, не улечу, накрутив метров 800 решил идти горами. Красота!!! Вот теперь можно посмотреть по сторонам. Слева снежники Северного Тянь-Шаня, высокие пики, справа степи. Лечу! По ходу дела нахожу еще поток. Центрую как могу. Скороподъемность не очень большая 2 – 2,5 м/с . Двигаюсь дальше. Стараюсь подлететь поближе к дороге подбора. Вылетаю от гор в долину, до дороги километра 4. Иду между горами и дорогой в долине. Пролетаю над каким-то поселком, рядом с ним нахожу поток, кручу, набираю, лечу дальше. Как круто, улетел достаточно далеко, прошло уже около часа, может больше, полетного времени. Чувствуется усталость, подвеска не такая удобная, как мне казалось. Затекло все, мышцы спины болят. Начинаю елозить по кокону подвески в жалких попытках хоть как-то размяться. GPS настойчиво показывает, что до ППМа порядка 30 км. Я этому факту сильно удивляюсь, ведь вроде в полете уже достаточно долго. Лечу дальше, достало все! Приметил место для посадки. Двигаюсь к нему, тем более что оно по ходу маршрута. Подлетаю и …. Нахожу поток. Кручу поток, думаю: черт с ним, пойду дальше, возьму ППМ. Пролетаю п. Прудки. Иду дальше, все же показания навигатора меня сильно смущают. Переключаю его на карту и…..о ужас! ПММ, оказывается, остался с права чуть позади в километрах 3! Блин! Во дурак! Переключаю на крупный указатель и прямым ходом иду туда и беру ППМ! GPS мне показывал дистанцию до финиша. Как я рад, хотя уже сильно устал. Центровать ничего не хочется. Снова пролетаю над Прудками. За ними нахожу небольшой поток, двигаюсь к финишу. Высоты мало. Цепляться за потоки все сложнее. Может просто потому что я чайник. За Прудками приметил поле для посадки. Усталость наливает все тело. Над полем что то меня поднимает. Честно стараюсь зацентровать, но не получается, неумолимо приближаюсь к земле. Определил ветер на посадке, выхожу на посадочную глиссаду, пшеничное поле, очень красивое. Сажусь прямо в центр, очень мягко. Блин, сколько же мне много тащить до дороги…..

Подобрали….

Вован купил пива в магазине, как же оно прекрасно пошло в меня! Спасибо Вове.

Это из первых соревнований был самый удачный день – 42 км.

День 7
С утра все то же самое что и в предыдущие дни. По погоде не понятно. Какая-то облачность. Активное развитие облачности. Прохладно. Выезжаем на гору. На старте совсем холодно. В дали в стороне маршрута формируется небольшая грозка. Ставят задание. Летим как раз в сторону грозы. Народ стартует, что то вяловато они крутят, сморю за летящими. Подходит моя очередь стартовать. Дожидаюсь усиления, запрашиваю старт, дают добро. Разбегаюсь, отрываюсь, чувствую - плюсует. Пролетаю париковский старт. Над ним поток, кручу. Набор. И началась кутерьма! Толпа ломанулась к нам, все попрыгали и стали накручивать, мы с Виталей уже поднабрали. Наблюдаем за толпой снизу. Крутим. Красота. Мой аппарат в потоках стоит очень неплохо, есть возможность крутиться поближе к центру. Набираю быстрее компетиторов наших на всяких комбататах моисах и прочих безмачтовых извратах. Общими усилиями набираю в потоке около 800 м. Это 1800 над долиной. Иду на переход. Прихожу к знакомой уже стенке ущелья. Там слабенький поток. Начинаю его крутить. Облачность нас всех накрывает, километрах в 20 от меня по ходу маршрута формируется гроза, небольшая конечно но все же гроза! Кручу поток, высота растет. На вариометре уже +3-3,5 м/с, все сильнее выдаю ручку, спираль круче, варик верещит все сильнее, бросаю взгляд на табло - +5! Ого, кручу, варик верещит. Скороподъемность такая что, я уже визуально вижу рост высоты, хотя высота 1800 м над долиной. Смотрю на варик +6,1 м/с стабильно! Понимаю что меня просто напросто подсасывает облачко. Надо мной метрах в 100 Коля и Виталий. Становиться немного непосебе. С такой ситуацией я сталкиваюсь впервые. В итоге набираю 1200 м над стартом. Это был самый высокий мой набор за все соревнования. Мне становится все страшнее. Но надо мной есть пара аппаратов Коля Шараев и Виталий Коваленко. Я оказываюсь не таким смелы и решаю лететь дальше. Над горами иду по прямой, меня держит в нолях, через некоторое время высоты все же стала падать. Встретился подъем, Набираю. Опять же Коля и Виталий надо мной. Я принимаю решение лететь в долину, т.к. впереди, километрах в 10, вижу дождь и грозовые тучи. Иду по дорогой облаков на хорошо поджатой ручке, высота растет. Только пролетев пару километров начинаются минуса, да еще какие! Народ на компетах в этот момент попал уже по дождь о чем и объявил в эфире. Среди находящихся в воздухе началась легкая паника. Кое кто (не буду показывать пальцем) объявил что именно ему нужен дворник на модный шлем. Кто то уже кричал об уровнях опасности. Много кто чего говорил, я обернулся посмотрел в сторону старта, там все затянули мощные грозовые облака. Похоже на старте все плохо. Пролетев еще немного, отцентровав пару потоков, теряю высоту и сажусь. Уже в машине подбора выясняю что была объявлена остановка упражнения. Мне это на руку.

Соревнования №2

4-ый день вторых соревн.

О первых трех днях вторых соревнований рассказывать особе нечего. То дожди, то отмены стартов по погодным условиям. Но в это день погоду немного прорвало, чистое небо, на старте холодно и ветрено. Собираю аппарат, обнаруживаю отвалившуюся деталь, быстро ее заменяю гвоздем. Проводят предполетную, очень долго спорили о маршруте подбора, при том как его поставили выходило что большинство пилотов занимаются самоподбором. Но организаторы сказали, что назад хода нет, принятые решения не оспариваются. Спаковался. Открыли старт. Монстры полетели, крутят где то вдали но все слабо, кисло выше старта не поднимает. Монстры в нашей команде решают что ждать больше нечего и принимают решение стартовать. Я тоже одеваю подвеску, так не охота лететь. Но жаба давит. Приехал за 2500 км и не летать!? Цепляюсь к аппарату, двигаюсь на старт. Ветер средне сильный метров 8-10 в секунду. Проверил приборы подошел к краю склона, запрашиваю старт….. разбег, отрыв. Колбасит, трясет немного. Ничего не кручу над стартом, да и кажется мне, что ничего над ним нет. Мимо старта париков лечу на стенку. Прямым курсом, ветер сзади подгоняет очень хорошо. Пришел на стенку, там слабые плюсики. Как положено для этих мест, начинаю их раскручивать. Через пару спиралей понимаю - идет стабильный набор. Но рваный весь какой-то, то ракетой вверх, то вываливаюсь, достаточно сильный снос. Варик пищит стабильно, болтаюсь в трапеции во все стороны – ищу ядро!  Короче говоря накручиваю метров 200 над стартом в итоге. Лечу дальше горами, в нулях. Болтает-ковыряет! Нахожу слабый поточек, центрую. Сносит сильно в горы блин. И скороподъемность в нем какая-то слабая. Накрутив на уровень старта, решаю идти в долину. Дорога подбора ближе и посадки проще. Прилетаю к п. Интымак, принимаю решение, если что сажусь на поле рядом с поселком. В районе заброшенных пионерских лагерей нахожу поток, причем очень неплохой. Кручу, рядом крутятся в паровозе наши монстры! Крутые все пилоты. Я метрах 800 от них в другом потоке, крутим, прекрасно поднимает, вылезаю практически на их уровень. Ко мне мчится один из них, думает что поток у меня мощнее, не тут то было, правда итогом он все же покидает его находясь выше меня метров на 100. – на то он и МОНСТР. Лечу. МОНСТР пошел дальше в долину, а я что то замялся, думал, если что метнусь к нему, но не судьба. Метусь по ветру, потока не никак нахожу. Что-то похожее на него попадалось, но закрутить не удалось. Выбираю поле для посадки. Ветер у земли сильный, аппарат пробивается сквозь него очень плохо, метрах в 50 от земли встречаю мощные пузырики, блин, сильно подбрасывает, а зацепиться не получается, да и поселок за спиной (Джамбыл) сноситься некуда, вдруг просадит. И хана, садиться на крыши? Не то, как говориться, пальто. Решено – сажусь! Колбашусь над полем, сливаю остатки высоты. Блин! Трясетс, господа. Тяжко. Посадка – самый гадкий момент из всего полета, особенно в такую погоду. Дергаюсь в подвеске, контролирую аппарат, пока вроде все в норме. Земля приближается, все под контролем. Пред самой землей уже готовлю ноги. И тут что-то приходит под крыло, все происходит мгновенно. Резкий крен, удар головой в землю. Искры из глаз. Уф, вроде цел. Посмотрел по сторонам, аппарат цел. Пронесло. Стресс после посадки немного ослабил ноги. Посидел, попил водички. Вроде в норму пришел. Доложился о посадке. Созвониля с ребятами. Аркаша сел недалеко от лагеря, пообещал забрать. В итоге зачли по маршруту 22,7 км. Тоже неплохо. Середнячок. :)

Остальные дни тоже имели место улеты, оба дня были схожи по погоде. Самое главное было в них то, что мне удалось обработать потоки начиная с минусов, с высоты метров 250-300 над землей, с последующим раскручиванием потока до 2-2,5 м/с. Это оказалось очень тяжелой работой, и очень продолжительной. Однако удовлетворение которое я получил, того стоило.

Вот такой вот кратенький дневник. Много что осталось наверное за кадром, но всего не расскажешь.

Забыл сказать. К нам в гости приезжал Саня Семаков. Мы были рады! Жаль на старт с нами не съездил.

Алмата – место что надо. Погода на все вкусы случается, и все же чаще она есть, чем ее нет.

Давайте там встречаться чаще!