Немножко про полёты в Пермском крае, сентябрь 2010

И только "чайники" летают вдохновенно...
18 сентября 2010, Митейкина гора - Чусовой.

Ну вот, не прошло и двух лет - я снова выбрался на полёты. Погодка не подкачала - отлично полетал, минут 45 парил в динамике. Но обо всём по порядку...

Митейкина гора (попросту - "Митейка") расположена недалеко от трассы Пермь - Чусовой; "открыта" эта горка пермскими пилотами сравнительно недавно - пару лет назад, поэтому раньше я о ней не слышал. Якобы там когда-то ходил молиться некий блаженный Митейка из близлежащего монастыря. А теперь - летуны вроде нас регулярно молятся богам ветров...

Склон горы ориентирован, в основном, на юго-запад, хотя справа отклоняется к западу, а слева к югу. Южная сторона заметно положе остального склона, западная - круче, но для полётов не подходит, поскольку там вырос довольно густой сосновый бор. Основная же часть склона почти свободна от крупных кустов и деревьев - лишь несколько молодых сосенок ниже человеческого роста. Верхушка горы плоская и широкая, прекрасно подходит для посадок - впрочем, при надобности есть место для посадки и внизу. Под горой протекает речка Чусовая, сейчас, после засушливого лета, изрядно обмелевшая. Но и при большой воде, судя по всему, река достаточно далеко от южного и юго-западного склона. Вплотную речка подходит к горе под западным склоном, сейчас воду от склона отделяет небольшой пляж - в самом узком месте он метров 5 шириной. Перепад высот, насколько я запомнил, около 70 м.

Выгрузились мы из машины, осмотрелись. Красотища - неописуемая. Голубое небо, зеркало реки, разноцветный, зелёный с жёлтым и багряным, лес на том берегу... И тишина. Воздух даже не колыхнётся, вопреки прогнозу. Чуть пониже старта врыт в землю своеобразный "колдун" - двухметровая оструганная палка, на которой привязана длинная стропа от параплана с рваным носовым платком на конце. Стропа - истрёпанная, заслуженная - замоталась вокруг палки. Я её размотал, но платок так бессильно и висел, нечему было его колыхнуть...

Мы, все четверо, разложили свои парапланы, осмотрели - благо, не было ветра, чтобы этому помешать. Сидели, ждали... Я ещё прогулялся по горе пешком, спустился примерно на полсклона вниз. По склону наискось поднимается просёлочная дорога, к ней в нескольких местах подходят довольно удобные для пешехода ложбины. К тому же кустов особо густых по пути нет - подниматься снизу с парапланом было бы несложно. Вернувшись к машинам и присев расслабленно на травке, размышляю о возможности слететь просто сверху вниз - мне и такая практика лишней бы не была...

Решение принял Владимир. Поразмыслив вслух о возможности ехать на некий "балкон", он в конце концов встал и объявил, что надо ехать, или так здесь можно до вечера просидеть, пока раздует. "Балкон" меня при первом взгляде просто потряс. Гора круто вырастает метров на 100 над городом Чусовой. Почти весь городок - на ладони. Прямо у подножия - железнодорожные пути, что-то вроде сортировочной станции. Впереди, через узкую здесь Чусовую, собственно город, или, скорее, его пригород - домишки маленькие, с огородиками, но достаточно плотно застроена местность. "Птичка сядет на деревья, мне дорога в лазарет..." - иными словами, внизу посадка заказана. Верхушка горы почти плоская, с ложбиной в середине, по краям ограничена скалистыми мысами. Справа к старту подходит лес, а слева возвышаются опоры высоковольтной линии. Её провода, перемахнув с того берега речку, взбираются на наш "балкон" и опоясывают старт слева и сзади - отступать некуда, и приземляться надо потом на этот же "пятачок" метров 200 в поперечнике! И ветер свистит уже в добрых 8 метров, не меньше - после митейкинского штиля особенно сильным кажется. Летать-то мне, конечно, охота, но жить охота ещё больше... Явно мнутся даже Никодимыч и Алексей, у которых на данный момент влётанность всяко лучше моей. В районе старта расположились с пикниками несколько группок народу - родители с детьми, в основном. Стайка слегка восторженной молодёжи в возрасте 12-13 лет подруливает ко мне: "а вы летать сейчас будете, да?" Сгружаю на землю гигантский рюкзак с парапланом, отвечаю уклончиво - не знаю, мол, ветер сильноват.

Один Владимир Сергеич не ведает сомнений. Быстро облачившись в лётный комбез, кроссовки и шлем, он становится очень похож на знакомого по томской горе Колю Окунева. "Так ты давно, говоришь, летал?" - "Больше года назад." - "Тогда тебе пока лучше не соваться. Понаблюдай за нами, прикинь, что к чему..." Я так и собирался поступить. Вооружившись фотоаппаратом, занялся съёмками.
Посмотреть было на что! Владимир с первой попытки поднял свой купол, подержал чуть-чуть, и с полушага ушёл вверх. Набирал высоту он почти вертикально, не смещаясь вперёд! Набрав метров 5 над точкой старта, он принялся маневрировать, обрабатывая динамик. Скорость его параплана была всё же немного выше скорости ветра, так что пробиться вперёд он смог (пользоваться акселератором не имел возможности - как и у меня, аксель не привязан). Потом уже не с первой попытки, но всё же улетели Никодимыч и Алексей. Владимир, полетав только пару минут, аккуратно приземлился левее точки старта, а два других пилота продолжали парить - поднявшись уже метров на 50. Воздух был спокоен, несмотря на свежий ветер: купола держались стабильно, и, со слов пилотов, эта стабильность не требовала от них труда. Пронаблюдав за посадкой Никодимыча, решил, что и сам так сумею: в очередном левом галсе пройти над стартом и немного назад, по ветру, затем разворот против ветра и почти вертикальная посадка на "пятачок". Купол у него такой же, как мой - "Тайран", только меньшей площади (25 кв.м против моих 28). Приземлялся он без помощи акселератора, горизонтальная скорость относительно земли у него и так была. Ветер ещё немного ослабел, метров до 5, так что я решился - одел каску, встегнулся в подвесную и приготовился на старте.

Я спокоен, у меня всё получится. Взял в руки свободные концы, выбрал А-ряд... А пряжечки-то бряк-бряк друг о друга. Ничего-ничего, это их ветер колышет :) Серьёзно, это лишь ветер. Не трясутся же у меня руки, в конце-то концов!? Справа изготовился к старту Никодимыч. Чувствую, что ещё немного - и руки на самом деле начнёт бить нервная дрожь... "Я стартую сейчас!" - кричу соседу. Хоть и близко, а за ветром почти не слышно. Он кивает - "давай".

Очень плохо, когда не знаешь, да ещё и позабудешь. Виртуозом обратного старта я никогда не был, а в отсутствие практики и вовсе "скис". Головой ещё помню, что надо делать, но руки уже позабыли... Неудивительно, что крыло, надувшись парусом, устроило мне выволочку по жёсткой щетине выгоревшей травы. Кое-как остановившись уже невдалеке от ближайшего деревца, огорчённо собираю купол, возвращаюсь к месту проваленного старта - и вижу, что больше никто пока не собирается лететь. Никодимыч, глядя на меня, раздумал, остальные двое ранее приземлились и тоже в небо не рвутся: ветер усилился. Так, посидев ещё немного на "балконе", мы собрались обратно на Митейку.

На склон Митейки, такой уютный после "балкона", мы попали уже почти в 16 часов. К этому времени ветер там дул уже самый подходящий: юго-западный, 5-6 м/с. Трое моих спутников быстро расчехлились и ушли в воздух, и только я, грешный, опять не смог правильно вывести крыло и поэтому взлетел только со второй или третьей попытки. Ошибка была всё та же: не вовремя отрабатывал клевантами при подъёме. Просто после провала на "балконе" я этой ошибки ещё не осознал - дошло до меня только здесь, на Митейке, когда отряхивал с себя пыль и солому после очередной "буксировки" за крылом. Осознав - смог исправить и, наконец-то, снялся. Даже не понадобилось шагать вперёд: только развернулся, как уже в воздухе.

Относительно земли поначалу двигался только вверх. Какие галсы, какая обработка потока?! Ветер поднимает меня и так, причём его горизонтальной составляющей вполне хватает, чтобы компенсировать собственную скорость моего "Тайрана". Поднявшись метров на 15, попадаю в более скоростной слой: подъём прекращается, зато начинает относить назад от старта. Становится не по себе - этак меня унесёт куда-нибудь... За спиной у меня обширный скошенный луг, ровный и практически без препятствий, но всё равно страшновато. Потом-то я сообразил, что дальше по ветру динамика уже не будет и смогу просто плавненько спуститься вниз, но тогда... Тогда, в воздухе, все помыслы были - пробиться бы, во что бы то ни стало пробиться против ветра вперёд! Отпускаю клеванты на максимальный режим - поток ровный, купол стоит хорошо. Руки - позади свободных концов. Ноги под себя, в подвесной откинуться максимально назад... Краем глаза слежу за товарищами - они галсируют правее, там более крутой и высокий склон - видимо, и снос поэтому меньше. Мне бы туда добраться... Принятые меры всё-таки дали эффект - потихоньку стал двигаться вперёд. Широкий динамический поток всё ещё мощно бьёт вверх, не давая снижаться. Правее себя вижу, как Алексей на своём куполе сделал "подворот ушей" - но даже так высоты, кажется, не потерял. Потом он ещё рассказывал: "уши подворачиваю - и всё равно по варику подъём..." Ветер, видимо, немного ослаб - уже можно и погалсировать, не сносит. Я отошёл влево от старта, потом развернулся на правый галс. Вижу, как в районе старта приземляются Владимир и Никодимыч. Дошёл тем временем вправо до крутого склона, куда так стремился. Да, точно - здесь так и прёт вверх! Чувствую лёгкую перегрузку, будто при подъёме на лифте. Земля отодвигается, уходит ниже. Жалко, к лесочку на склоне уже подхожу - надо разворачиваться. В воздухе сейчас мы с Алексеем, но я существенно выше него - перелетаю его купол поверху с запасом. Высоты над стартом у меня метров 40 уже... Впрочем, сойтись даже на разных уровнях нам не довелось: левее старта Алексей прошёл по ветру метров 200, преодолев этот участок за считанные секунды. Там, над ровным лугом, он развернулся против ветра и стал снижаться на посадку. Я ещё не видел гору, настолько же удобную для посадки наверху!

Моя собственная посадка вышла не вполне намеренной. Я собирался парить ещё, но при очередном галсе зазевался и допустил относ по ветру - как раз над южной, более пологой частью склона. Попытавшись вернуться в динамик, с удивлением обнаружил, что достаточно бодро снижаюсь - восходящих потоков не осталось, только ровный встречный ветер. Благодаря ему снижаюсь почти вертикально, будто на нейтральном парашюте в штиль... Внизу - ровная площадка, как почти везде на вершине Митейки. Вот и хорошо - приземлюсь, передохну, там и снова в полёт... С посадкой, правда, вышло не совсем красиво. Хотя, вроде бы, делал всё по науке. Даже вспомнил, что надо разогнаться перед касанием - приотпустил клеванты, затем подмотал их одним витком на запястья и плавно выжал вниз, отчего при таком ветре чуть снова не взлетел. Легко ступаю ногами на землю, гашу купол... Слишком медленно - лишь оказавшись у меня за спиной, крыло обращается в парус и сдёргивает меня с ног кувырком! Добавив несколько зелёно-серых пятен к расцветке штанов и подвесной, затормаживаюсь и сконфуженно собираю купол в охапку. Так или иначе, а полёт в целом был неплох!

На земле обнаруживаю, что Алексей уже собрался уезжать. Собирает свой купол и Никодимыч, и только Владимир ещё в воздухе. Этак мне и полётов больше не достанется. Как знать, может, я уже и опоздал - не станешь ведь задерживать товарищей, машина-то не своя... Приземлившийся почти у дверей собственной машины Владимир меня успокоил: "Слетай, если хочешь. Я всё равно ещё раз полечу."

Так я и начал своё "шоу". Нет бы, клоуну такому, спуститься пониже по склону и спокойно улететь. "Чайники" не ищут лёгких путей: я разложился на ровном участке старта. Подняв крыло и развернувшись, оказался лицом к лицу со свежим ветром этак 6-7 м/с. Крыло положено нагружать для большей стабильности. Положено - при более умеренном ветре. А сейчас, прижав клевантами заднюю кромку, я затормозил крыло - так что его скорость оказалась меньше скорости ветра. Мою тушку, дико удивлённую таким поворотом событий, потащило назад, опрокинув на спину; подставив руки в падении, зажал клеванты ещё сильнее - и процесс пошёл по нарастающей, осталось только тормозить и гасить купол, пока куда-нибудь не уволокло. Ну, хорошо же... Спускаюсь сам на склон, а крыло раскладываю в начале горизонтального участка, на перегибе. Пошёл подъём - пришлось в процессе проследовать за крылом по склону дальше перегиба - разворот... Сажусь в подвесной - уже лечу! Тут же привычно загружаю крыло клевантами и, естественно, снова получаю снос назад. Только что оставшаяся позади земля подъезжает мне обратно под ноги, опрокидывает на спину. Дубль два: снова буксируюсь за обиженным "Тайраном", собирая на одежду пыль и сухую траву... "Ниже по склону стартуй, здесь трудно", - сочувственно советует Владимир. Так и не дождавшись моего взлёта, он поднимает собственное крыло и уходит в полёт - с того же самого уровня, откуда я только что безуспешно пытался взлететь. М-да, просто уметь надо, а плохому танцору всегда что-то мешает. Решил больше не мучить себя и аппарат, ещё спустился по склону - так, чтобы на уклоне быть вместе с крылом. Подъём - разворот - лечу! Вот он, динамик - моментально возношусь вверх, и никакие ошибки с чрезмерно загруженным крылом уже не мешают оказаться выше горы.

Наконец, приходит восторг полёта, ради которого и переносишь все эти сложности. Уже на первом-втором галсе набираешь комфортные 20-30 м над уровнем старта, и потом - летишь, летишь... Часть сознания, конечно, занята работой. Поглядываю вниз, отслеживаю склон под собой, по колыханию деревьев и "колдуну" оцениваю ветер. Вот здесь ложбина - её пересечь побыстрее, а тут гора подставляет ветру крутой "лоб" - здесь можно и разворот на другой галс сделать, держать будет... Краем глаза слежу за жёлто-бело-синим куполом Владимира, иногда расхожусь с ним на встречных галсах. Не всегда левыми консолями, как положено, просто оставляю выбор курса расхождения за ним - гораздо более опытным. Он вскоре сам ушёл вниз, начиная маленькие галсики у самой земли над стартом - "отрабатывал приземный пилотаж", как он объяснит после... Следишь за этим всем, контролируешь купол - это необходимая и привычная уже работа. Но где-то там, за этими заботами - настоящее счастье, радость полёта, невероятное чувство вознесения над земными тревогами... Серебристый джип, в котором сюда приехали - игрушечная машинка там, на старте. Сама гора, рыжая по склону и зелёная по верху - как мохнатый бок исполинского зверя, спокойно "дышит" там, внизу, когда слегка меняется твоя высота. На берегу реки под горой, совсем уже маленькие - рыбаки с лодками и палатками, отдыхающие у костров, собаки не больше муравья размером... Сидишь в открытом всем ветрам "кресле" высоко над землёй, управляешь полётом лёгкими движениями корпуса и рук - что можно с этим сравнить?

Кажется, я всё-таки начинаю учиться понимать своё крыло, не глядя. С дельтапланом это приходит сразу, потому что с ним ты жёстко связан через трапецию, а вот параплан за счёт строп обособлен от начинающего пилота. Обычно всегда смотрел на него, контролировал глазами. Но вот в этом полёте не раз ловил себя, что хочется притормозить его, притормаживаю клевантами - и, подняв глаза, действительно вижу, что задавил начавшийся клевок. Надеюсь, что даже при моих перерывах как-то сказывается общий налёт - должно ведь откладываться хоть что-то с предыдущих полётов.

Спина уже начала немножко уставать, но, моя бы воля - летал бы я ещё долго. Выбирать, однако, не приходилось: там, внизу, Владимир приземлился, и заставлять их с Никодимычем ждать было бы некрасиво. Отошёл к месту предыдущей посадки - левее старта - и уже намеренно сместился ниже по ветру, выходя из динамика. Снизился, разогнал крыло, теперь мотануть на руки стропы управления и - "подушку". Аккуратно встаю на ноги, но снова гашу купол слишком медленно, так что плюхаюсь на пятую точку и немного прокатываюсь за крылом назад... За исключением этого конфуза - можно считать, что моя первая намеренная посадка наверху лётной горки прошла успешно.

Уже в машине на обратной дороге перекусил, "переваривая" впечатления дня. Думаю, что вполне мог бы огрести проблем гораздо больше, чем было в реальности. Тот старт на "балконе" вполне мог бы окончиться для меня плохо, да и при проваленных стартах на Митейке запросто мог бы "найти" одну из двух машин, или "поймать" стропами одну из молодых сосенок... А так всего ущерба - сухие травинки в рукавах да небольшой синяк на плече. Как ни крути, а мне сегодня не раз улыбнулась старая добрая чайническая удача. Отличный выдался день!

И только "чайники" летают вдохновенно,
Иначе "чайники" разбились бы мгновенно...

Вадим Мединский