Новые ощущения

«Настанут времена, когда любая кухарка
сможет управлять парапланом!»

На протяжении нескольких лет я оставался ярым приверженцем дельтапланов, никак не воспринимая повальное пересаживание на парапланы. Ну не воспринимал я эту тряпочную штуковину как полноценный и серьезный летательный аппарат. Практически все в нем вызывало сомнения, а особенно – летные характеристики и безопасность. Не могу сказать, что теперь мое отношение кардинально изменилось, просто появилась возможность немного посравнивать, так как с недавних пор в нашем клубе появился нормальный параплан (зацепила и нас сия оказия).

Еще совсем недавно, когда я слышал или где-либо встречал слово «параплан», в моем воображении возникала картинка этакого тряпичного крылышка, обладающего очень сомнительной надежностью. Не то, чтобы я никогда не видел парапланы живьем, а просто, потому что изначально моя летная карьера началась с дельтаплана. Жесткая энергопоглащающая трубчатая конструкция с тросовыми растяжками вселяла и продолжает вселять уверенность в ближайшем будущем при попадании во всякие воздушные бяки и при жесткой посадке. Параплан такого ощущения не вызывал, да и по сей день не вызывает.

Связаны с парапланами и их пилотами и некоторые отрицательные эмоции. Возникают они в основном при проведении совместных полетов. Как это бывает у нас в Томске в Лагерном саду, когда выдается хороший парящий денек? Стоишь с аппаратом на старте, практически вся верхняя полусфера закрыта крылом, и что там твориться не видно – выручают выпускающие. Уверенный обзор остается только вперед и в стороны, где с завидной периодичностью на уровне глаз проплывают ноги мягкокрылых собратьев. С этого момента приходится вести долгие переговоры о предоставлении воздушного пространства или хотя бы небольшого коридорчика, в который можно уйти со старта, не зацепив ни одного «зонтика» из тех, что уже стартовали или только собираются это сделать. Сказанное относится, в основном, к начинающим и малоопытным парапланеристам, так как с опытными пилотами и бывшими дельтиками проблем обычно не возникает. В конечном итоге, взлететь все же удается, и вот тут-то и начинается настоящая работа. Если сумел обрулить все парапланы и занятые ими точки максимального подъема и при этом выбраться выше, то честь тебе и хвала, а нет – обзовут чайником. Но это так, лирическое отступление…

Что меня, как человека уже несколько лет летающего на дельтаплане, больше всего интересовало в параплане? Прежде всего, это компактность и внешняя простота самого процесса (старт, полет, управление, и т. д.).

Конечно, компактности у уложенного в рюкзак параплана не отнять, но вот что я заметил интересного: как ни странно, устаешь от переноски параплана ничуть не меньше, чем от переноски дельта, так как таскать его за своими плечами в рюкзаке приходится гораздо чаще, чем дельтаплан в чехле. Над этим парадоксом еще только предстоит пораскинуть мозгами современным философам от неба.

Подготовка к старту. Первая мысль: «Ё мое! Сколько тут всего понашито-понавязано?!» И действительно. Наличие целого сонма разнообразных тряпочек, ремешков, застежек, блочков и веревочек способно повергнуть в тихий ужас любого, даже самого продвинутого непарапланериста. Понимание назначения большинства запчастей приходит только после нескольких десятков выполненных полетов. Хотя, при хорошо развитом пространственном воображении и удовлетворительном знании физики мягких материй, разобраться со всем этим хозяйством не составит особого труда.

Старт в спокойную погоду прост до обидного. Не понимаю, как у некоторых могут возникать какие-либо трудности. Свежий ветер и наличие турбулентности уже требуют некоторого мастерства, координации и согласованности действий рук и ног. Но тоже терпимо: тут подбежал, там расправил, здесь подтормозил… Взлет, в зависимости от погоды, по ощущениям либо плавен, либо кажется, что выдергивают за шиворот куда-то вперед и вверх (и с восторгом замечаешь вертикальное движенье :о).

Помнится, в свой первый полет я просто не мог отвести глаз от крыла на голубом фоне неба. Нет, оно не поразило меня своей красотой. Все было гораздо прозаичнее – я смотрел не сложилось ли чего, не отвязалось ли… О приземлении вспомнил как раз вовремя, оставалось времени и высоты только чтобы затянуть клеванты. Шел назад и переваривал впечатления, а в памяти прочно засели тоненькие стропы, уходящие куда-то ввысь и теряющиеся там.

Шли тренировки, я набирался опыта.

Чтобы парить на дельтаплане в динамике на нашей тренировочной горке в Лучаново необходимы очень хорошая погода и наличие сравнительно высокого уровня мастерства. Пока мне удалось проделать это всего несколько раз, а вот на параплане никаких проблем не возникает – сгоняют палками. Малая полетная скорость параплана позволяет лететь очень близко к рельефу и «облизать» буквально каждый бугорок склона, а меньшая нагрузка на крыло дает возможность выпарить в такой ветер, когда дельтапланы не держит. Также отмечу такие положительные качества параплана, как естественная посадка в подвеске и отличный обзор.

Что-то я забыл упомянуть. Ах, да! Ощущения. Кажется, что летишь на кресле-качалке, к которому привязаны заполненные гелием воздушные шарики: стропы похожи на веревочки от шариков (по началу боишься к ним прикасаться, вдруг развяжутся), а турбулентные и термические толчки, передающиеся от крыла к подвеске, вызывают очень реалистичные раскачивания, которые надо периодически и своевременно гасить, чтобы они не вышли за разумные границы. Красота, как в кино. Если бы только не аплодисменты, иногда раздающиеся откуда-то сверху…

Как не бывает на свете людей, обладающих только положительными качествами, так не бывает и летательных аппаратов, обладающих одними лишь преимуществами. В полной мере это относится и к парапланам, которые не лишены своих специфических недостатков.

Конструкция параплана, легкость и компактность которой обеспечены тем, что все ее элементы работают на растяжение, не позволяет надеяться на то, что она сохранит свою форму и несущие способности в условиях турбулентности, которая просто неизбежна при наличии термической активности. Если при полете на дельтаплане легкая болтанка слегка веселит и не дает соскучиться, то на параплане это уже заставляет напрягаться (про различные сложения я вообще молчу). В этом случае об удовольствии от полета речи, конечно же, идти уже не может. Хотя допускаю, что могут существовать пилоты, которым преодоление подобных трудностей и постоянная борьба за выживание могут доставлять определенный кайф. А вот в молоке другой разговор: летай себе, наслаждайся…

Хромает у парапланов и скоростной диапазон, вернее его более скоростная половинка. Не единожды наблюдал, как парапланы, летавшие много ниже меня, начинало потихоньку сносить на склон и, в конечном итоге, те, кому не удавалось сесть, развешивались на ближайших деревьях. При этом я на дельте не испытывал никакого дискомфорта в плане недостатка скорости. Но тут, думаю, надо понимать так: есть погода и ветер для тех, а есть для тех, иногда они (погоды) могут пересекаться и тогда в воздухе можно наблюдать воистину феерическое зрелище.

Что же из всего этого я уяснил для себя? А то, что по-прежнему остаюсь верным дельтапланам. Нет, я не говорю о том, что парапланы плохи сами по себе, и я никогда не буду на них летать. Буду. Буду летать после работы, когда остается не более одного летного часа, а с дельтом за это время обернуться нереально; буду летать в откровенно слабую и стабильную погоду, когда ничто не сможет помешать наслаждаться процессом; буду просто слетать вниз, когда с дельтапланом ну очень в тягость… А шикарные термодинамики, термики и красивые маршруты это все же для дельтиков. И если суждено мне отведать когда-либо настоящего маршрута, то не сомневаюсь, что пройден он будет под крылом дельтаплана. Хотя говорят, что зарекаться не надо…