Крылья Пармы-2013

29-30.06.2013

В прошлом году весь городской бюджет окончательно доели всякие там "красные человечки" и прочие "белые ночи", так что летом "Крылья Пармы-2012" не состоялись. Официально было объявлено, что средств в бюджете мало, праздник-де не пользуется популярностью, поэтому его было решено не проводить (ну никакой популярности, действительно - до того, в 2011 году, несмотря на дрянную погоду, аэродром был просто запружен людьми)... Тем не менее, к осени нам поменяли пермского губернатора, а новый каким-то образом догадался, что пермякам нужны и интересны не только психоделические картины на заборах, трёхметровые "красные человечки" из листового железа в центре города и прочее современное, с позволения сказать, искусство. И деньги как-то нашлись. В общем, "Крылья-2012" таки состоялись, но уже в ноябре и в рабочий день - так что попасть на тот праздник лично мне было нереально. Зато в этом году появилась возможность отыграться за прошлый :)

Жена с ребятишками застряли на даче, так что ездил я один. По своему вечному раздолбайству приехал на точку отправления поздно, впопыхах сел не на тот автобус (рейсовый до аэропорта "Большое Савино", вместо дополнительного рейса "Пермь-Сокол"). В результате пришлось сойти у деревни Ванюки и почти час топать пешком до КПП. Зато имел возможность рассмотреть и сфотографировать ту самую могилу со стабилизатором МиГ-25, у поворота на "Сокол" с трассы:

Памяти военного
лётчика 1 класса
полковника

РЫБАКОВА А. А.

4.5.1947-17.4.1984

В общем, к началу лётной программы я был ещё в пути, и лишь издали за деревьями видел снижающихся парашютистов. Зато на месте уже пришлось ждать - пилотажную группу "Русь" в полёт пока не выпускали, поскольку "Большое Савино" никак не выделяло для них время и зону. Нам, зрителям, пока оставалось только любоваться новой эффектной окраской пилотажных "Элок", выстроившихся здесь же, на рулёжке. Блестящий чёрный верх с жёлтой вязью хохломских узоров по законцовкам плоскостей и килю в сочетании с жёлтым же низом делает самолёты очень нарядными и вместе с тем смотрится достаточно строго и не аляповато. Такое сочетание тёмного и жёлтого цвета наводит на отдалённые ассоциации с окраской "Голубых ангелов", но это лишь ассоциации, особого сходства нет. Помимо пятёрки Л-39, на бетонке выстроились: три МиГ-31 (б/н 25, 24 и 12); два вертолёта в жёлтой раскраске фирмы "Геликс" (Ми-2 и Ми-8); Як-40 в раскраске авиакомпании "Русджет".

Налюбовавшись самолётами, погулял по окрестностям. Традиционно много ларьков со снедью и сувенирами (причём сувениры даже не авиационные - корсары прилавков просто выставили резные уральские камни, изделия из берёсты и т.д. с пермским и не очень пермским колоритом). Года три назад на "Крыльях" продавалось много дисков, книг, журналов на авиационные темы - сейчас же такого не было, жаль... Единственная палатка с действительно тематическими товарами предлагала лишь ручки, значки и блокноты с символикой пилотажной группы "Русь". Да, там были ещё и билеты на концерт Николая Анисимова, который должен был состояться сегодня же вечером - именно на такой "сувенир" я и польстился. "Поймав" позже самого Николая, я попросил его оставить автограф на билете, благо талончик был украшен портретом исполнителя :)
Нужно особо отметить в этом году старания организаторов - помимо прочего, на аэродроме в этом году была организована детская площадка под названием "Крылышки Пармы". Выглядело это как два больших навеса со столами, на которых были разложены материалы для поделок и рисунков; неподалёку на бетонке было расстелено полотнище для желающих рисовать и раскрашивать что-то покрупнее альбомных листов. Вроде как и специальные люди должны были заниматься с детьми - по крайней мере, в программке было написано так. Под навесами и вокруг было полным-полно ребятишек, вполне оценивших "Крылышки".
Лётная программа уже была не за горами, поэтому я начал потихоньку и заранее протираться через редкую ещё толпу, поближе к отделяющей рулёжку временной оградке. Около "Элок" уже вовсю возились техники в новеньких синих спецовках - "без техноты нет работы для пилота", как же! Вскоре между зрителями сквозь оградку и оцепление этак буднично прошли мужики в светлых лётных комбинезонах - сами пилотажники! Без объявлений их узнали (или просто догадались, кто они такие) - зааплодировали. Пилоты, ответив зрителям улыбками и поднятыми приветственно руками, направились к своим машинам, неспешно приступив к осмотру. Николай Анисимов тем временем развлекал нас, зрителей, рассказом об истории пилотажной группы и праздника "Крылья Пармы" - у полосы аудиосистему было слышно прекрасно. "А вот там, подальше, вы можете видеть полосу международного аэропорта "Большое Савино", который вы все наверняка хорошо знаете. Можете помахать им ручками... Или даже кулачками можете помахать, ведь именно из-за них у нас откладывается начало пилотажной программы - воздушное пространство у нас одно, и зону для полётов нам пока не выделяют..." - комментировал Николай. Стоял он позади нас, зрителей, и рулёжку не видел, поэтому несколько раз даже оговорился - мол, минут через 45 уже должны начаться полёты, потерпите, скоро и лётчики должны будут пройти к самолётам, хотя на деле те лётчики уже были у машин и после осмотра расположились там же, на прокалённой бетонке, в тени самолётов.

Наконец, настало время, лётчики облачились в ППК и ЗШ и полезли по кабинам. Прогрохотав нам двигателями, вырулили на взлётку, дали "салют" облаками разноцветных дымов - и пошли на взлёт прямо все впятером, в парадном строю! Видимо, слишком уж "застоялись" ребята, хотелось выкинуть что-нибудь этакое :) Николай Анисимов, ещё не видя их с рулёжки, куда он с микрофоном перешёл - сказал, что "взлетают тройкой и парой", видимо, озвучивая первоначальный план... Мужики же взлетели впятером как один самолёт, с грохотом приветствовали нас проходом в том же парадном строю, потом чёрно-жёлтая "пятёрка" с солистом Станиславом Дрёмовым отделилась от остальных, и началось уже по-настоящему.

...тут я и описывать не берусь - это надо ВИДЕТЬ. Фотоаппарат даже зачехлил на большую часть программы, чтобы съёмка не отвлекала, чтобы видеть это великолепие глазами в небе, а не на экранчике фотоаппарата. Петли и косые петли, бочки и "колокола", строем и по очереди... Распускающиеся в небе цветы и то самое сердце, пронзённое стрелой... Вязь из дымов, сплетаемая в четыре "нитки" рядом и одну отдельную... Раскатисто грохочущие "Альбатросы", проходящие так близко и низко, что, кажется, вот-вот заденут столбы освещения над рулёжкой, порой сходящиеся навстречу друг другу на огромной скорости - и расходящиеся бочками... Это надо видеть, и даже не по телевизору - а прямо ТАМ. Никакой домашний кинотеатр, никакая долбаная много-много-D аудиосистема не передаст свистящий грохот проносящегося над головами самолёта, не покажет блеснувшее остекление, в котором ты мельком разглядишь ЕГО - художника неба, прямо сейчас творящего своё искусство для всех нас, потрясённо разинувших рты на земле... Не будет дома на диване такого, когда хочется кричать и плакать от восторга - или улететь туда самому... Это надо чувствовать!

Уф, налью-ка чайку и успокоюсь, прямо ещё раз всё пережил, как вспоминать стал :) Запишу для памяти всех пилотов, подаривших нам такое чудо: Анатолий Марунько (ведущий группы), Станислав Дрёмов, Николай Жеребцов, Михаил Колле, Николай Алексеев, Юрий Лукинчук. Крайний в списке - самый молодой лётчик группы, уже вполне подготовлен, но самостоятельно ещё не выступает - на пилотаж его вывозили во второй кабине одного из самолётов. Отмечу ещё особо, в позапрошлом году не видел - Станислав Дрёмов на своей "пятёрке" в этом году показал нам бочки в вираже. Два года назад я видел эту невероятную по сложности фигуру в исполнении Александра Соловьёва - нашего, пермского, аса-пилотажника. Но Александр Владимирович делал её на Як-52 - куда более медленном, манёвренном и легко управляемом, чем реактивный Л-39.

После проруливания приземлившихся "Элок" оцепление сняли, и зрители были допущены к самолётам. Все фотографировались вволю, лётчиков окружили с расспросами и автографами, особенно плотная стайка слушателей скопилась у Станислава Львовича Дрёмова - словоохотливый солист "Руси" просто приковывал к себе аудиторию.

Возле крайней в линейке "единички" я "поймал" для разговора ещё и техника - СДэка, Сергея Огаря, порасспрашивал труженика земли.

Узнал, в частности, что дымы - это обыкновенная солярка, закачанная в концевые баки, для цветности её в некоторых баках подкрашивают обыкновенной бытовой краской ("как в авторучке"), и от "цветного" бака на срез сопла выведена отдельная форсунка. Действительно, на части самолётов этот патрубок был один, на остальных - по два. Сергей сказал, что, несмотря на возраст, с этими "Элками" проблем обычно немного, самолёты надёжные и ухоженные. Эта пятёрка - не все машины группы. "Дома", в Вязьме, остался ещё один лётный борт, который, как правило, с собой и не берут.

Аэродром я покидал с сожалением, но грела надежда на то, что завтра предстоит продолжение праздника. А пока - вечером - был ещё и концерт Николая Анисимова. Рекламы особой не было, афиш нигде не было расклеено, да и там, на аэродроме, Николай ни разу не воспользовался своим положением ведущего и не пригласил желающих на этот концерт. В результате небольшой, мест на двести, зал был заполнен едва ли на треть. В общем-то, как я понял, в зале большей частью были "свои", так или иначе причастные к "Крыльям Пармы". И даже лётчики "Руси", трудноузнаваемые в штатском, тоже подошли ко второй половине концерта и сели на пустующие кресла прямо рядом со мной. Всё как-то было по-домашнему, уютно. "А где Коля?" - спросила перед выступлением какая-то женщина в ряду передо мной у соседа. "Да там... За кулисы ушёл". До меня дошло, что "Коля" - это Николай Анисимов и есть. Чувствуется, что он тоже устал после напряжённого дня, даже в известнейших "Грачах" вдруг споткнулся и смог продолжить только после подсказки из зала, но выступал в общем долго и с чувством. Я получил большое удовольствие :) Кроме давно знакомых, услышал несколько новых для себя песен, особенно понравилась "Где-то в небесах" - про Су-24 и войну "трёх восьмёрок" - и новая, по словам самого Николая, написанная буквально за три дня до концерта, песня "С шариком по центру".

Во Фролово 30 июня нас встретили статические стоянки с лёгкими самолётами и мотодельтами и чуть более свежая, чем вчера, погода.

Лётчики "Руси" ещё раз показали свой потрясающий пилотаж, потом нашим вниманием завладели парашютисты пермского АСК, группами выпрыгивающие из белого Ан-28 и демонстрирующие нам купольную акробатику и посадки на точность. Впечатлили посадки на скоростных куполах - на глаз они раза в два меньше, чем распространённые "Мальвы-24", и стремительность их захода на посадку (даже на малом сносе, против ветра) заставляла вспоминать уже скорее дельтапланы, чем парапланы. Казалось немыслимым, что с этой скорости можно приземлиться вертикально, без пробега - но ведь умудрялись выравниванием и "подушкой" всё погасить! Сильный ветер осложнял парашютистам работу, но ребята-девчата справились на отлично. Из старых знакомых узнал под куполом только Инну Анатольевну Лоскутову, которая давным-давно, вот уже 6 лет назад, выпускала меня в крайний прыжок... Как всё-таки далёк я уже от этого стал :( Вот буду богатый - непременно прыгну ещё...

А потом во Фролово из "Сокола" приехали лётчики "Руси" и вновь завладели нашим вниманием :)

После всех автографов и фотосессий, я примкнул к стайке слушателей Станислава Львовича, и было это так интересно, что я почти и не видел ни чемпионата по СЛА, развернувшегося тем временем в воздухе, ни слушал толком концерт авторской песни, звучавший со сцены рядом. Сам Львович даже не мог никак вырваться на шашлыки с товарищами, заболтали мы его :) Очень много всего порассказал - и про службу свою, и про выступления в группе, и просто так, "за жизнь". Запишу здесь пару моментов из его рассказа - от первого лица, как запомнил это там...
"Пополнение? С этим плохо. Поразогнали почти все лётные училища... А у нас-то в группе и вовсе печально. Мы для группы воспитывали троих, лётчики классные, перспективные, подготовили мы их, но вот недавно двое ушли в авиакомпании. Остался один Юра Лукинчук... У нас, конечно, интересно и престижно, но престиж-то на хлеб не намажешь. Мы ж как циркачи - приехали вот, например, к вам, выступили, и потом шапку по кругу - мол, помогите, кто чем может. А выступления не так уж часто, а нет выступлений - и денег особо нет. Вот если я вам скажу, что оклад у меня 15 тысяч, вы же не поверите? А ребята, которые на "Арбузы" и "Бобики" ушли, раз в 10-15 больше получают, и уже Юру с собой сманивают... И мы на них обижаться тоже не можем - ребята молодые, у всех семьи, надо детей рожать, домами обзаводиться и так далее, как их не понять..."
"Самое страшное в воздухе? Да когда меня на мотодельте прокатили. Знаете - такая ерунда из трубочек под крылом подвешана, с мотором, сидишь там и вроде как летаешь... Вот ей-ей, не вру! Никогда так страшно не было. А мне ещё товарищ говорит, пилот-то - Львович, дескать, ты же истребитель, давай я тебя покруче покатаю. А я вижу под собой свою девятиэтажку, на крыше которой недавно антенну делал, и страшно до жути от такой высоты, ветрище такой, и кабины-то нет!! Не-не, говорю, сажай меня скорее..."

Слушать рассказы Львовича можно было до бесконечности. Уже и концерт окончился, и победителей СЛАшного чемпионата наградили, и домой бы пора, но уходить никак не хотелось. В конце концов, уже задержавшись на час дольше запланированного, я всё таки заставил себя распрощаться с гостеприимным лётным полем Фролов и двинул к трассе, ловить автобус. Очень надеюсь, что не позднее следующего года этот прекрасный праздник повторится. Как мало я рассказал о нём!

Добавить комментарий

Текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.