Вопрос/ответ

Все или почти все, что вы хотели знать о дельтапланеризме, но боялись спросить.

  • О! А это что за штуковина?
  • Сколько весит дельтаплан?
  • Как им управляют?
  • Сколько стоит?
  • Как набирать высоту?
  • Какие способы старта существуют?

О! А это что за штуковина?

Дельтаплан! Дельтаплан – это сверхлегкий безмоторный балансирный планер, позволяющий стартовать и садиться при помощи ног пилота. Дельтаплан дает возможность продолжительное время находится в воздухе, набирая высоту в восходящих потоках, и пролетать многие десятки километров. И при всем при этом он дарит ни с чем не сравнимую радость свободного полета!

Сколько весит дельтаплан?

Масса современного спортивного дельтаплана составляет порядка 32-35 кг. Учебные дельтапланы несколько легче своих старших собратьев и имеют массу около 25 кг.

Как им управляют?

Дельтаплан относится к балансирным планерам, то есть является безмоторным летательным аппаратом, управление которым осуществляется путем перемещения центра тяжести системы «пилот-аппарат». При перемещении пилота вперед относительно ручки управления центр тяжести пилота, а значит и всей системы «пилот-дельтаплан», также смещается вперед – дельтаплан начинает набирать скорость. Чтобы уменьшить скорость полета пилот перемещается относительно ручки управления назад, увлекая назад свой центр тяжести и центр тяжести всей системы. Перемещаясь влево, пилот заставляет дельтаплан крениться и поворачивать в ту же сторону, и наоборот, чтобы повернуть направо, нужно сместиться относительно ручки управления вправо.

Сколько стоит?

Новый спортивный мачтовый дельтплан СНГ-шного производства обойдется приблизительно в 1300-1900$, за безмачтовый придется выложить в среднем от 2500 до 2800$. Новый учебный аппарат будет стоить от 700 до 1200$. Названные цены очень приблизительны и могут существенно варьироваться в зависимости от места и способа изготовления (заводской, самодельный), а также от материала обшивки (дакрон, лавсан).

Помимо этого существует достаточно большой вторичный рынок, где можно приобрести подержанные дельтапланы. За учебный лавсановый аппарат в хорошем состоянии просят от 200-250$, за дакроновый – от 400$. Вполне приличный спортивный аппаратик можно приобрести за сумму от 500$ (дакрон, мачтовый). Верхняя планка цен на подержанную технику вплотную приближается к «новым» ценам (меньше налет, лучше вид и т.д.). В любом случае, к выбору подержанного дельтаплана надо подходить строго индивидуально, имея в консультантах более опытного помощника.

Как набирать высоту?

Дельтаплан не имеет двигателя, поэтому относительно воздуха он всегда снижается (планирует). Набор высоты возможен лишь в том случае, когда окружающий воздух поднимается вверх быстрее, чем дельтаплан снижается. Существует два основных типа восходящих потоков воздуха, в которых дельтаплан может набирать высоту: термические потоки и динамические потоки обтекания.

Термические потоки (термики) являются следствием солнечной активности. Из-за неоднородности земной поверхности воздух над различными ее участками прогревается по разному. Объем воздуха, имеющий более высокую температуру, чем температура остального воздуха, имеет меньшую плотность и поэтому стремится подняться вверх.

Динамические потоки обтекания образуются на наветренных склонах гор и холмов. Это происходит потому, что встретив на своем пути препятствие часть воздуха вынуждена обтекать его сверху, поднимаясь вверх по наветренной части.

Какие способы старта существуют?

В горной и холмистой местности старт, как правило, выполняют с ног – пилот взлетает, разбегаясь вниз по склону. В равнинной местности приходится использовать так называемые средства механизированного старта (СМС), в качестве которых выступают активные и пассивные лебедки, или получать начальную высоту путем аэробуксировки за мотодельтапланом или специальным самолетом-буксировщиком.

На чём дольше можно продержаться в воздухе начав свободный полёт на одной и той же высоте без восходящего потока, на дельтаплане или на параплане?

Различие параплана и дельтаплана в минимальной скорости снижения, а именно она определяет максимально возможное время полета в неподвижном воздухе, зависит от множества нюансов. В первую очередь она зависит от аэродинамического совершенства конструкции (надо заметить, что в этом дельтаплан выигрывает у параплана по умолчанию), а, следовательно, и класса аппарата. Если интересуют именно минимально возможные скорости снижения, то следует рассматривать летательные аппараты, предназначенные для опытных пилотов и для участия в соревнованиях (DHV 2-3, DHV 3), которые абсолютно не подходят для первоначального обучения. В этом случае среднее значение минимальной скорости снижения (по данным производителей) для парапланов находится на уровне 1,0 м/с, а для дельтапланов – на уровне 0,9 м/с. То есть дельтаплан может продержаться в воздухе дольше. Здесь следует оговориться, что на практике практически невозможно произвести точные замеры аэродинамических характеристик, так как невозможно найти абсолютно спокойный воздух. Поэтому указанным производителями цифрам не следует безоговорочно доверять.

В реальности же, исходя из практического летного опыта, при одинаково штилевых и безтермичных условиях и при старте с одной высоты дельтаплан на самом деле держится в воздухе несколько дольше параплана.

P.S. Если вы хотите знать ответ на незатронутый здесь вопрос, то пишите нам на orionclub [] sibmail com, и мы ответим на него и по e-mail, и в этой рубрике.