Как соревнуются

Так как дельтапланеризм является одним из авиационных видов спорта, то без соревнований в этом деле ну никак не обойтись. Участие в соревнованиях позволяет пилоту летать рядом с известными дельтапланеристами, перенимать их опыт и работать над устранением своих ошибок. Ниже приведены описания наиболее распространенных на соревнованиях упражнений. Каждое соревнование может состоять как из одного вида упражнений, так и из их набора, тогда победитель определяется по сумме очков, начисляемых за каждое упражнение.

Полет на точность приземления

Одно из первых соревновательных упражнений в дельтапланеризме. Перед пилотом дельтаплана стоит задача произвести приземление в мишень, размеченную в районе посадки, как можно ближе к ее центру. В зависимости от места касания земли ногами или частью конструкции аппарата (берется точка, наиболее удаленная от центра мишени), пилоту начисляется определенное количество очков (чем ближе к центру, тем больше). Обычно дается три попытки, из которых две лучшие являются зачетными. Выигрывает пилот, набравший наибольшую сумму. Является базовым упражнением при подготовке пилотов-спортсменов и в современных крупных соревнованиях практически не практикуется. Но, тем не менее, это упражнение позволяет отработать технику выполнения посадок на ограниченные площадки.

Полет на максимальную продолжительность

Задача пилота после старта удержаться в воздухе максимально возможное время вне зависимости от маршрута полета. В упражнении широко используются динамические и термические восходящие потоки. Выигрывает обладатель самого продолжительного времени.

Интересный факт: На заре дельтапланеризма гонка за часами завела так далеко, что один из рекордсменов «провисел» в береговом бризе на Гавайях больше полутора суток. После этого случая установление рекордов данного типа утратило популярность.

Полет на выигрыш высоты

Необходимо, используя восходящие потоки воздуха, с минимально возможной высоты набрать максимально возможную. Замеряется максимальный перепад высоты в метрах от самой низшей точки полета до последующей наивысшей точки. Чем этот перепад больше, тем лучше. Результат попытки оценивают по барографу (этот прибор записывает высоту полета в зависимости от времени).

Полет на открытую дальность

Дальность открытая, потому что после старта можно лететь в любом направлении. Главное улететь как можно дальше. Выигрывает пилот, преодолевший максимальное расстояние (километраж измеряется по прямой от места старта до места посадки). Нынешний рекорд – около 700 км.

Полет до намеченной цели

На предстартовом брифинге указывается точка на местности, где пилоты должны произвести посадку или пролететь над ней не выше, к примеру, 300 м. Выигрывает тот из пилотов, достигших финиша, кто проделал это за минимальное время. По специальной формуле рассчитывается количество очков, присуждаемых каждому пилоту (чем меньше время, тем больше очков). Среди пилотов, не долетевших до цели, так же распределяются очки (в зависимости от пройденного расстояния), но они заведомо меньше, чем у пилотов, прошедших маршрут полностью.

Полет до намеченной цели через ППМ

Упражнение анологично предыдущему, с той лишь разницей, что по пути до намеченной цели необходимо пролететь над одним или несколькими ППМ (промежуточный пункт маршрута). Доказательством прохождения ППМ являются их фотоснимки, которые пилот должен сделать с определенного ракурса. В последние годы часто используют контроль прохождения ППМ по «трекам» приемников GPS.

Полет до цели с возвращением

В этом упражнении цель сама является ППМ, после достижения которого необходимо вернуться назад на старт (как правило, финишный створ размечают недалеко от места старта). Критерий выигрыша упражнения прежний – минимальное время прохождения маршрута.

Полет по треугольному маршруту

Финишный створ расположен поблизости от старта, а по маршруту имеется два ППМ так, что если соединить прямыми линиями точку старта-посадки с ППМ, то получится треугольник. Такая конфигурация заставляет пилота использовать различную технику и тактику прохождения каждой из сторон треугольника, так как меняется направление ветра по маршруту. Кто пролетел быстрее, тот и выиграл.

Дерби

По склону, где образуется динамический поток, расположено две вешки. Необходимо, облетая вешки с внешней стороны, совершить определенное количество галсов быстрее соперников. Стартуют обычно два-три пилота, из которых определяется победитель, выходящий в следующий тур. Затем вылетают следующие претенденты, из которых также определяется лучший. Выигравшие в первом этапе, соревнуются между собой в следующем. И так до финала, где определяется «итоговый» победитель упражнения.

Аэробатика

Высший пилотаж на дельтаплане с исполнением широкого комплекса фигур: пикирования, горки, штопор, винговеры, косые и мертвые петли и др. Оценивается упражнение также сложно, как и в фигурном катании – итоговая оценка является суммой оценок за красоту и технику исполнения. Упражнение выполняется либо с большой высоты, либо в мощном динамике (например, в бризе на побережье). Часто, для пущей красоты и четкой видимости траектории, к трапеции дельтаплана крепят дымовые шашки.

Спидглайдинг

Это упражнение получило распространение буквально в последние годы. Суть его заключается в следующем. По склону горы (как правило, более пологому) расположены вешки или ворота, которые пилот должен пролетать в последовательности сверху вниз так, чтобы хоть какая-нибудь часть аппарата проходила вешки ниже их «верхушки». Засекается время прохождения маршрута от входной вешки до финишных ворот. Выигрывает обладатель минимального времени. Это наверное самое притягательное для зрителя упражнение в дельтапланеризме (за исключением может быть аэробатики), так как все действо происходит в поле зрения, а скорости дельтапланов в непосредственной близости от земли иногда достигают сотни километров в час.